Средства икт и их классификация. Классификации информационно-коммуникационных технологий Характеристика средств икт

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных в данном разделе энциклопедии.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ):программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей .

К средствам ИКТ относятся :

  1. ЭВМ,
  2. ПЭВМ;
  3. комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;
  4. информационные сети;
  5. устройства ввода-вывода информации;
  6. средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;
  7. средства архивного хранения больших объемов информации;
  8. устройства для преобразования данных из, текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;
  9. системы искусственного интеллекта;
  10. системы машинной графики;
  11. программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);
  12. современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);
  13. электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:

  1. текстовые процессоры,
  2. электронные таблицы,
  3. программы подготовки презентаций,
  4. системы управления базами данных,
  5. органайзеры,
  6. графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет»

Кафедра информатики

Выполнила:

Огнева Екатерина Викторовна

Липецк – 2011

Введение …………………………………………………………………..3

1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)

в образовании………………………………………………………………4

1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании……………………………………………………………….7

1.3 Информатизация образования……………………………………….9

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.

Заключение……………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………20

Введение.

В последние годы в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения. Одной из главных задач также является развитие информационной культуры.

По этой причине многие государственные и негосударственные учебные заведения на всех уровнях приступили к освоению и внедрению в практику образования разнообразных информационных технологий.

Поскольку применение информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется, и информатизация образования в целом постоянно развивается, возникает необходимость рассмотрения целей и направлений внедрения данных технологий. В этой связи важными для рассмотрения являются определение информационных и коммуникационных технологий как таковых информатизация как процесс, и информатизация учебного процесса как один из главных ее видов.

Обязательными для рассмотрения являются средства информационных и коммуникационных технологий, используемые в учебном процессе, поскольку их реализация лежит в основе осуществления уже существующих и постановке новых целей и основанных на них направлений информатизации.

1.1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Понятие технологии включает применение научных и инженерных знаний, для решения практической задачи. Тогда информационной технологией можно считать процесс превращения знаний в информационный ресурс. Целью информационной технологии является производство информации для ее последующего анализа и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания .

Процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.

Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний школьников, абитуриентов и студентов, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях.

Таким образом, можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.

1. Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

2. Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

3. Воспитательное воздействие информационных технологий;

4. Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;

5. Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

6. Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

7. Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;

8. Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

9. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

10. Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;

11. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

12. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

13. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

1.2. Понятие информационных технологий обучения. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Средствами информационных технологий является “…комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники. В состав компьютерных средств входят локальные сети, глобальные сети (Internet), спутниковые связи.
Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

В основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:

  • оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;
  • информационное моделирование работы образовательного учреждения;
  • рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения;
  • осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации;
  • контроль эффективности принятого решения.

Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.

Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц.
Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены на рисунке 02.

Рисунок 02. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе

Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют студенту возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения.

а) Цели применения средств ИКТ в образовании.

б) Направления применения средств ИКТ в образовании.

Под информатизацией учебного процесса можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным.

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

Повышение эффективности и качества процесса обучения;

Повышение активности познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей;

Увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

Развитие различных видов мышления;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

Эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

Развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

Формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

Подготовка информационно грамотной личности;

Подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.

Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов.

Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий , каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора.

Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий . Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:

  • закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
  • открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
  • на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
  • на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.

Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов.
В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств ИКТ может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика , когда с помощью тестов выявляется уровень знаний студентов, выявляются места недопониманий или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения.

Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучаемых, определить множество других параметров.

Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг , базируется на том факте, что, на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения.

Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.

Если рассматривать науку как набор некоторых понятий, систему оперирования понятиями, систему знаний об отношениях предметов, явлений и их сущности, как фактор совершенствования развития практической деятельности человека, то педагоги, работающие со студентами, должны владеть приемами отбора из содержания, методов и средств науки основных идей, закономерностей, инструментальных средств и строить на этом свое содержание и методику обучения. Только педагог-исследователь может ввести в учебный процесс еще не опубликованные результаты современнейших научных исследований, делиться со студентами наиболее ценными научными находками. Это поддержит научную атмосферу занятий, приобщит учащихся к научному творчеству, познакомит с современными задачами, стоящими перед той или иной наукой.
Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности студентов вуза, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности.
Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности учебных заведений не только говорят о неоспоримой важности научных исследований в процессе подготовки специалистов, но и порождают целое направление внедрений средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру традиционного и открытого образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности учебных заведений. Целесообразно построение и интеграция средства ИКТ, нацеленных на информатизацию научно-исследовательской деятельности, осуществляемой педагогами, студентами и аспирантами учебных заведений.

Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и обучающимся следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований.

В связи с этим, соответствующие средства ИКТ должны не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований.

Большинство научных исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы. Очевидно, что такие средства ИКТ должны отвечать всем требованиям унификации, выдвигаемым ко всем образовательным информационным ресурсам, эксплуатируемым в условиях системы открытого образования.
В связи с этим необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий.
В сфере проведения научных исследований в рамках системы высшего образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и учащихся. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях.
Учащихся и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации – это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так называемые библиографические картотеки.
Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании.

Информатизация научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в системе образования, не является единственным направлением формирования специализированных средств ИКТ, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу. Наряду с научно-исследовательской, в полной мере, можно говорить о выделении еще одной, внеучебной системы средств ИКТ, применяемых как в традиционном, так и в открытом образовании.

Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в учебных заведениях. Именно в системе образования, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, обучаемый приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые будущему специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса учебное заведение обязано создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей обучаемых.
Внеучебная сфера деятельности учебного заведения и задачи ее возможной информатизации, наряду с другими областями, является существенной и обязательной. Гуманитарная среда учебного заведения, благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром.

Для выявления перспективных направлений информатизации внеучебной деятельности важно осознавать, что необходимо единство и тесная взаимосвязь учебной и внеучебной сфер деятельности на содержательном, методологическом и технологическом уровнях. Перспективы функционирования и развития системы учебной и внеучебной деятельности сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:

  • поиск новых форм и направлений деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям образования в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
  • совершенствование системы управления внеучебной деятельностью, средств внеучебного информирования учащихся и педагогов;
  • обеспечение профессионализма педагогов, совершенствование их работы, контроль за их деятельностью и ее координация;
  • информатизация всех направлений внеучебной деятельности студентов и направлений организации такой деятельности, разработка и внедрения специальных средств ИКТ.

На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности учебных заведений на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.

И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.

Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у студентов стремления работать в коллективе, расширении “информационного багажа” будущих выпускников.

Одним из перспективных методических и технологических подходов к унификации учебной и внеучебной деятельности, равно как и подходов к унификации средств ИКТ является студенческое проектирование. Действительно, разнообразные проекты все чаще применяются в учебной и во внеучебной работе студентов.
Под проектами понимаются серии взаимосвязанных внеучебных мероприятий. В качестве такого проекта может быть создание различными студентами и педагогами единого Интернет-сайта вуза, который включает в себя информацию о вузе, форум, личные страницы преподавателей и обучающихся. К подобной внеучебной деятельности можно также отнести коллективную разработку информационных материалов и участие в проектах городского и общефедерального масштаба, разнообразные конкурсы и телемосты.

Обширной сферой применения компьютерных и телекоммуникационных систем в современном учебном заведении является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие программные системы и оболочки, такие как электронный деканат, планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных об обучаемых, преподавателях, средствах обучения и многие другие.
Формируемые средства ИКТ целесообразно поставить на службу администрации образовательного учреждения. В качестве подтверждения этих слов можно привести данные зарубежных аналитиков: на предприятиях и учреждениях, успешно реализовавших проекты перехода к работе с электронными документами, отмечено:

  • увеличение производительности труда на 25-50%;
  • сокращение времени обработки документа на 75%;
  • уменьшение расходов на оплату площади для хранения документов на 80%.

Актуальность использования информационных технологий в управлении учебным заведением обусловлена такими факторами как постоянно растущий объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса, потребность в оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности педагогов, сотрудников и студентов, необходимость многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки хода обучения.
Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию организационно-управленческой деятельности учебного заведения могут быть унифицированы и представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс . Состав и содержание информационных ресурсов определяется в соответствии со спецификой функционирования традиционного или открытого учебного заведения, а набор сервисных служб обеспечивается типовым и специализированным программным и аппаратным обеспечением.

Заключение.

Таким образом, процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация образования относится к числу крупномасштабных инноваций последних десятилетий. Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Кроме того, применение информационных и коммуникационных технологий позволяет оптимизировать процесс управления в сфере образования.

В настоящее время принято выделять основные направления внедрения компьютерной техники в образовании, среди них: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества, работа на выполнение социального заказа общества.

Соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.

Список литературы.

1. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические технологии в образовании. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009. – 282с.

2. Гохберг Г. С., Зафиевский А. В., Короткин А. А. Информационные технологии. – М.: Изд-й центр, 2004. – 208с.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2005. – 192с.

4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994.

Заявка на участие в конференции ВК-05

Деятельности банков

Характеристика инвестиционной

Образец оформления статьи в сборник

УДК 330.322.214

И.И. Иванов, П.П. Петров

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

Представлено обоснование расширения роли банков не только как участников инвестиционных процессов, но и как активных субъектов процесса управления ими. В связи с чем, необходимо формирование методологической и законодательной базы, регламентирующих содержание процессов банковского инвестирования.

Текст публикуемого материала …………..

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Банковское дело: справочное пособие /под ред. Ю.А. Бабичевой. – М: Экономика, 2004. – С. 144 – 146.

Характерной чертой современного общества является информатизация – преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании. Технической основой информатизации являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Средства ИКТ – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передачи информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

К средствам ИКТ относятся:

ü ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

ü локальные вычислительные сети, современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях;



ü устройства ввода-вывода информации всех видов;

ü средства и устройства манипулирования и транслирования текстовой, графической, аудиовизуальной информации;

ü средства архивного хранения информации;

ü устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;

ü системы компьютерной графики и анимации;

ü системы представления и использования цифровой аудиовизуальной информации;

ü программные системы и комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, инструментальные пакеты разработки прикладного программного обеспечения, в том числе и реализованного в сетях, пакеты прикладных программ и пр.);

ü системы искусственного интеллекта;

ü инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий: мультимедиа, телекоммуникации, геоинформационные технологии, виртуальная реальность.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Современные ИКТ обучения - совокупность средств ИКТ, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Технология обучения - совокупность методов, приемов, средств, обеспечивающих осуществление целенаправленного, организованного, планомерно и систематически осуществляемого процесса овладения знаниями, умениями и навыками в конкретной области знаний, научных достижений, техники.

Интерактивный режим обучения - диалоговый режим работы субъектов - образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации.

Основными задачами современных ИКТ обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности и доступа к современным информационно-образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам и учебникам, построенным на основе гипертекста, различным базам данных, обучающим сайтам и другим источникам).

Дидактические возможности использования средств ИКТ

Остановимся на описании дидактических возможностей средств ИКТ, перечислим их:

Незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

* визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности, изучаемого процесса);

Моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах, их отношений, процессов, явлений - как реальных, так и виртуальных (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

* архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

* автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения, которая включает в себя автоматизацию проектирования, оперативного планирования и управления образовательным процессом в учебном заведении, автоматизацию информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Реализация вышеперечисленных возможностей позволяет организовать следующие виды учебной деятельности:

Регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации, представленной в цифровой форме, об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различном виде.

Интерактивный диалог - режим взаимодействия пользователя с ЭВМ характерный тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие программы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя.

■ Компьютерная визуализация учебной информации:

компьютерная визуализация изучаемого объекта - наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости - во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей;

компьютерная визуализация изучаемого процесса - наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости - в развитии, во временном и пространственном движении с сохранением возможности диалогового общения с программой, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса.

Управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы), лабораторными установками или экспериментальными стендами.

Управление отображением на экране моделей различных объектов, в том числе промышленных, или лабораторных установок, систем, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих.

Автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Перечисленные выше уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий позволяют реализовать в учебном процессе следующие основные функции этих средств:

Информационно-справочная, за счет представления разного рода информации (при использовании баз данных, средств телекоммуникации и связи) на экране, в том числе теоретического материала, методики решения задач и т.п.;

Наглядная демонстрация материала, компьютерная визуализация изучаемого объекта и его составных частей;

Индивидуализация и дифференциация процесса усвоения учебного материала в ходе занятий, в ходе самостоятельной работы обучаемых, за счет генерации заданий различного уровня сложности, выдачи справок и подсказок;

Оптимизация учебного процесса за счет возможностей поэтапной работы, работы в определенном темпе;

Контролирующая за счет осуществления объективного контроля с обратной связью, оценки знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок, осуществления самоконтроля и индивидуальной корректировки знаний, умений, навыков;

Корректирующая за счет осуществления в процессе обучения тренировки, консультаций и других видов помощи;

Диагностирующая за счет информирования учителя о результатах обучения, о наиболее часто встречающихся ошибках;

Автоматизация процессов управления учебной деятельностью при осуществлении регистрации, сбора, анализа, хранения информации об обучаемых, рассылки необходимого материала и информации по сети;

Моделирование реальных опытов, имитация работы разнообразных стендов, объектов, процессов и явлений;

Автоматизация процессов обработки результатов лабораторного эксперимента, построения графиков, таблиц и диаграмм; получение информации о протекающем в реальных условиях процессе или явлении с помощью комплекта датчиков, сопрягаемых с ПЭВМ, что позволяет выводить на экран компьютера полученные в ходе эксперимента данные и производить их обработку.

Следует отметить, что все функции современного средства обучения не изолированы друг от друга, а находятся в неразрывном диалектическом единстве. Специфика каждого занятия определяется индивидуальным опытом педагога, уровнем теоретической и практической подготовки конкретного класса и пр.

Использование в сфере образования выделенных выше дидактических возможностей средств ИКТ не является самоцелью или данью моде. Оно в обязательном порядке предполагает реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных педагогических целей. Перечислим важнейшие из этих целей.

1. Реализация социального заказа современного общества в условиях информатизации, глобализации и массовой коммуникации.

Общество заинтересовано в том, чтобы система общего образования обеспечивала своим выпускникам необходимый уровень подготовки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий, а система профессионального образования обеспечивала подготовку профессиональных кадров и специалистов к реализации возможностей средств ИКТ во всех сферах их жизнедеятельности в информационном обществе.

2. Развитие личности обучающегося, его подготовка к комфортной жизнедеятельности в условиях современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации.

Достижение данной педагогической цели предполагает использование средств ИКТ для развития мышления обучаемых, формирования у них системы знаний, позволяющих осуществлять построение структуры своей умственной деятельности. Средства ИКТ обеспечивают возможность осуществления сбора, обработки, продуцирования, транслирования, архивирования информации, деятельность по представлению и извлечению знания. На этой основе осуществляется развитие способности к осмыслению и пониманию того, как в условиях одновременного восприятия информации различного вида и из различных информационных источников надо думать, чтобы уметь принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (при наличии нескольких проблем), а также способности адаптироваться к создавшейся новой социокультурной среде и изменяющимся условиям окружающего мира. При интеллектуальноемком информационном взаимодействии возможно развитие коммуникативных способностей, умений осуществлять информационно-поисковую, экспериментально-исследовательскую деятельность.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

Существует несколько классификаций информационных и коммуникационных технологий на основании различных критериев.

1. ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

  • * Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
  • * Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.
  • * Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
  • * Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
  • * Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
  • * Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
  • * Устройства регистрации данных - датчики с интерфейсами существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
  • * Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
  • * Внутриклассная и внутришкольная сеть позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
  • * Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. Программные средства:
  • * Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
  • * Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
  • * Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
  • * Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
  • * Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
  • * Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
  • * Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.
  • * Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

В зарубежной практике принята следующая терминология:


Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

Изучение с помощью компьютера - предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

Изучение на базе компьютера - отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

Обучение на базе компьютера - подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.

Оценивание с помощью компьютера - может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения:


Не отрицая важности классификации ИТО, важно отметить, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.

Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:

  • * обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
  • * системы для поиска информации,
  • * моделирующие программы,
  • * микромиры,
  • * инструментальные средства познавательного характера,
  • * инструментальные средства универсального характера,
  • * инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Инструментальными средствами - программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в образовательном процессе, - это легкость и естественность, с которыми обучаемый может взаимодействовать с учебными материалами. Соответствующие характеристики и требования к программам принято обозначать аббревиатурой НCI (англ. Human - Computer Interface - интерфейс человек - компьютер). Этот буквальный перевод можно понимать как «компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека».

Охарактеризуем перечисленные категории программного обеспечения более подробно.

Контролирующие системы. Применение информационных технологий для оценивания качества обучения дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента обучаемых. Компьютеризация позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от субъективности преподавателя. В настоящее время в практике автоматизированного тестирования применяются контролирующие системы, состоящие из подсистем следующего назначения:

  • * создание тестов (формирование банка вопросов и заданий, стратегий ведения опроса и оценивания);
  • * проведение тестирования (предъявление вопросов, обработка ответов);
  • * мониторинг качества знаний обучаемых на протяжении всего времени изучения темы или учебной дисциплины на основе протоколирования хода и итогов тестирования в динамически обновляемой базе данных.

Разработка современных контролирующих систем базируется на соблюдении основного требования: система должна быть абстрагирована от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий и способна работать на изолированных компьютерах, в локальной сети и в сети Internet. Подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов. В этом случае легче подготовить: педагогов - к формированию тестов, а обучаемых - к прохождению тестирования.

Обучающие и тренировочные системы. В настоящее время во многих учебных заведениях разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам.

Наиболее распространены АОС по естественнонаучным и техническим дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Материал предлагается в структурированном виде и обычно включает демонстрации, вопросы для оценки степени понимания, обеспечивающие обратную связь.

АОС обычно базируется на инструментальной среде - комплексе компьютерных программ, предоставляющих пользователям, не владеющим языками программирования, следующие возможности работы с системой:

  • * педагог вводит разностороннюю информацию в базу данных и формирует сценарии для проведения занятия;
  • * ученик в соответствии со сценарием работает с учебно-методическими материалами программы;
  • * автоматизированный контроль усвоения знаний обеспечивает необходимую обратную связь;
  • * работа ученика протоколируется, информация (итоги тестирования, изученные темы) заносится в базу данных;
  • * педагогу и ученику предоставляется информация о результатах работы отдельных обучаемых или определенных групп, в том числе и в динамике.

Системы для поиска информации. Системы для поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные, правовые системы («Гарант», «Кодекс», «Консультант Плюс»), электронные каталоги библиотек, поисковые системы в Internet, информационно-поисковые системы центров научно-технической информации. Наконец, электронные словари и энциклопедии, гипертекстовые и гипермедиа системы также представляют собой системы для поиска информации, одновременно выполняя функции АОС.

Моделирующие программы. Одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении является потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории или классе. Такие программы, позволяющие моделировать эксперименты, воображаемые или реальные жизненные ситуации, используются для активизации поисковой деятельности обучаемых.

Микромиры. Это особые узкоспециализированные программы, позволяющие создать на компьютере специальную среду, предназначенную для исследования некоторой проблемы. Яркий пример реализации - язык Лого, разработанный американским ученым Сеймуром Пейпертом для создания микромира Матландия, предназначенного для изучения математики. Идея обучения по Пиаже была впервые взята именно С. Пейпертом в качестве важнейшего организующего принципа обучения с помощью компьютера. Эта идея помогает смоделировать для обучаемых условия, при которых они естественным образом станут овладевать областями знаний, ранее требовавшими специального обучения. Речь идет об организации для обучаемых своего рода контактов с конкретным или абстрактным материалом, которым они могли бы пользоваться в процессе обучения.

Инструментальные программные средства познавательного характера. Для развития познавательных, или когнитивных, качеств личности обучаемым должны предлагаться разнообразные задания эвристического характера*, в которых требуется решить реальную проблему, изучить взаимосвязи и закономерности тех или иных явлений, найти принципы построения различных структур и т.д. (Эвристический метод обучения -- частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности)*.

И здесь на помощь могут прийти инструментальные программные средства познавательного характера, которые основываются на принципе конструктора, позволяющего создавать обучаемым их собственное понимание новых концепций, в рамках которых предоставляется возможность построить схему решения определенной проблемы, часто визуализированную. В ходе этой работы обучаемый демонстрирует понимание новых знаний и возможности ранее полученных знаний.

Инструментальные средства универсального характера. Одной из важнейших задач образования является развитие креативных, или творческих, качеств личности. Мы уже рассмотрели различные категории программного обеспечения ИТО, непосредственно для этого предназначенные: информационно-поисковые и экспертные системы, моделирующие программы и микромиры. Однако они не всегда доступны педагогу. Чаще он может предложить обучаемым универсальные программные продукты (например, изучаемые в школе и вузе графические и текстовые редакторы, электронные таблицы и т.п.), не относящиеся к разряду специальных, предназначенных для педагогических целей. Однако возможности этих программных средств таковы, что при умелом подборе заданий, создании на занятиях атмосферы творчества использование этих программ помогает развивать у обучаемых воображение, фантазию, интуицию, инициативность. Их целенаправленное использование позволяет расширить возможности образовательной среды и вывести на новый уровень продуктивную поисково-исследовательскую и творческую деятельность обучаемых.

Средства для обеспечения коммуникаций

Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм: электронную почту, электронную конференцсвязь, видеоконференцсвязь, Internet. Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.

Электронная почта (e-mail) - это асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот. Электронная почта может использоваться как для связи между двумя абонентами, так и для соединения одного - многих получателей. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении.

Электронная почта имеет очень широкие возможности для улучшения качества образовательного процесса. Это и средство дополнительной поддержки учебно-познавательной деятельности, дающее прекрасные возможности общения обучаемых с преподавателем и друг с другом (причем - конфиденциального общения), и средство управления ходом образовательного процесса. Так, с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным. С помощью той же электронной почты и обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах. Такое использование электронной почты создает у обучаемых ощущение личного контакта, как с преподавателями, так и с администрацией учебного заведения.

При возможности желательно встраивать доступ к электронной почте и в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений или выразить свое мнение по поводу работы программы.

Электронная конференцсвязь - асинхронная коммуникационная среда, которая подобно электронной почте может использоваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet очень плодотворно для самообразования педагогов и обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по времени дискуссий и т. п. Асинхронный режим работы обучаемого способствует рефлексии и, соответственно, продуманности вопросов и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными. Видеоконференцсвязь - в отличие от предыдущей формы имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост).

Эта коммуникационная технология в настоящее время используется преимущественно в высших учебных заведениях, имеющих разветвленную сеть филиалов. Основное препятствие для широкого использования - дорогое оборудование, которое не всегда доступно в локальных учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения.

Internet. Компьютерные коммуникации выступают также как средство доступа к такой технологии Интернет, как WWW (World Wide Web), или Всемирной Паутине, состоящей из сотен миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками. WWW поддерживает наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных возможностей это отнюдь не пассивный ресурс, а среда, стимулирующая активность и самостоятельность обучаемых. В ней можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя.

Вывод: В заключение можно отметить, что из перечисленных типов ресурсов именно электронная почта должна стать обязательным инструментом каждого педагога. В учебном заведении ее можно обеспечить и без выхода в Internet, в рамках локальной сети. Ее простота, «безобидность» по сравнению с другими ресурсами, высочайшие возможности как по индивидуализации работы с обучаемыми, так и организации их коллективной деятельности, позволяют назвать эту технологию обязательной ИТО для современного учебного заведения.

Информационные технологии в образовании

  • Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
  • Средства ИКТ, применяемые в образовании
  • Классификация средств ИКТ
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
  • Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегося
  • Дистанционные технологии обучения
  • Понятие мультимедиа
  • Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов
  • Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово "технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения: